О русских и американских «джентльменах»

В «Науке и жизни», номере 1 за 2013 год, есть любопытная статья. В ней проводятся любопытные исторические параллели происхождения, жизненного пути, образования и результатов жизни Болотова, Державина и Фонвизина как русских «джентльменов» и Вашингтона, Франклина и Джефферсона как американских «джентльменов». Несмотря на явные условности такой параллели, она, в большинстве случаев, вполне оправдана — и те, и другие принадлежат верхнему социальному слою, и те, и другие оставили заметнейший след в истории своих государств и народов. И при этом как разительно отличаются их жизни в деталях!

Я не буду воспроизводить статью ни в общем, ни в деталях — она, безусловно, стоит того, чтобы прочитать ее самому. Но меня зацепили следующие отличия в жизни и происхождении верхних классов общества в России и в США:

1) самоощущение дворян и расстояние, разделяющее их и другие общественные группы в своих странах. В Западной Европе титул получал только старший сын, остальные занимались, чем могли — становились офицерами и священниками, оптовыми торговцами и писателями. Поэтому титулоносцев и остальных не разделяла такая непреодолимая пропасть, как в России, потому что тот, у кого не было титула от графа мог отличаться только временем рождения. В России же дворянство получали все сыновья дворянина, и они всегда жестко отличали «своих» от «чужих» в части происхождения. А если учесть, что дворян в государственные реестры начали записывать только с конца 16 века (до этого туда писали только князей и их потомков), то вопрос происхождения становится чуть ли не решающим в огромном количестве случаев! Кроме того, в России дворяне подвергались телесным наказаниям со стороны царя ничуть не менее, чем обычные холопы. Даже князья были пороты, казнены и разорены неоднократно, не говоря уже о дворянах. Так что с одной стороны, наши аристократы старательно отгораживались от остальных, а с другой — были битыми и драными практически также, как обычные граждане. Аристократы же Западной Европы (и их потомки, переехавшие в США) никогда не были так отделены от остального общества и не подвергались в такой степени телесным наказаниям и унижениям (в том числе публичным) со стороны своих монархов и их вассалов.

2) уровень образования европейского общества (англосаксов по обе стороны океана) был существенно выше за счет более доступного и качественного образования. Понятное дело, университеты в Англии более 500 лет существовали, школы публичные и государсвенные тоже существовали к моменту, о котором идет речь, лет 300, не меньше. В то время как в России даже полковник для своего единственного сына (речь идет о Болотове) не мог нанять приличного учителя, пришлось перебиваться полуграмотными репетиторами. Школ было раз-два и обчелся, даже после смерти Петра, и приходилось (кто побогаче) отправлять детей за границу. А у англичан и американцев средней руки предприниматель (владелец свечной лавки) мог отправить своего сына в университет, откуда он, кроме диплома, выносил знание нескольких языков и всемирной истории с математикой.

Я не знаю, насколько можно доверять этой информации, но похоже на правду. Тогда многое становится понятнее в нашей истории и нынешней жизни нашей страны.

Комментарии отключены.