Потоки сознания в Сети

Сейчас все большее и большее место в Сети занимают платформы, фиксирующие не поток мысли, но поток сознания в чистом виде — грубый, необработанный даже минимально необходимой мыслью. Попробую объяснить, что я имею в виду. Для начала даю собственную грубую классификацию сетевых ресурсов. Для меня все они (повторю – ГРУБО) делятся на платформы коммуникации (вроде FaceBook (FB), ВКонтакте (ВК), MySpace (MS) и им подобные, сайты и форумы сообществ), платформы хранения (вроде YouTube, Flikr и им подобные) и платформы выражения (блоговые платформы LiveJournal и его клоны, Blogger.com, WordPress-ресурсы, микроблоги всех типов и видов – Twitter, Tumblr и иже с ними, анонимные имидж-борды, неанонимные имидж-борды и проч.).

Ресурсы первого типа (платформы коммуникации) предназначены для непосредственного общения пользователей между собой, поиска контактов, совместного потребления и обсуждения мультимедийного контента, обмена ссылками, и онлайн-общения. На платформах коммуникации особое внимание уделяют побуждению пользователей использовать реальные имена и фамилии (иначе коммуникативный аспект сильно теряет в значимости, ведь главный актив этих платформ – именно связи между пользователями). На платформах коммуникации рождаются и умирают новости, именно там можно общаться, практически не зная языка общения и обходясь только междометиями («О! Круто!», «Понял!», «Буду вовремя!», «100500»).

Ресурсы второго типа (платформы хранения) – это всевозможные фото-, видео- и прочие хостинги контента, онлайн-библиотеки и интерактивные справочники. Тут тоже все понятно, ведь мало кто не пользовался такими ресурсами – ну как минимум один-два ролика с YouTube все смотрели. Главная задача таких ресурсов – хранить контент и давать к нему доступ как непосредственно со своего сайта, так и для публикации на других сайтах.

Ресурсы третьего типа (платформы выражения) – это, в первую очередь, блоговые и микроблоговые платформы. На них в основном публикуют контент, текстовый и мультимедийный. Это в интересах таких ресурсов (в основном) трудятся ресурсы второго типа. Именно тут идет самая живая и динамичная интеллектуальная и новостная жизнь, тут рождаются рассказы и популярные посты, тут в комментариях ценятся завершенные предложения, выражающие определенную мысль.

Естественно, в настоящее время уже практически нет ресурсов, которые бы относились только к одному из указанных типов полностью. В тех же FB и ВК можно хранить мультимедийный контент почти так же удобно, как и во Flikr или в YouTube, а на платформах хранения есть возможность обсуждения хранимого контента ничуть не хуже, чем в блоговых платформах. Тем временем основные блоговые платформы стали полностью самодостаточными, там можно хранить и фото, и видео, не прибегая к помощи платформ хранения. Самое интересное, что и платформы коммуникации начали уже некоторыми гражданами использоваться как платформы выражения, с выкладыванием в раздел заметок рассказов, и даже получая комментарии вполне в духе блоговых платформ. Так что налицо конвергенция ресурсов, когда все становятся похожими на всех.

К чему я все это наплел? Я к тому, что сейчас растет спрос на ресурсы, где помещается не обдуманный последовательный контент (типа полноценных постов ЖЖ или более-менее объемных заметок по теме), а на такие ресурсы, которые фиксируют поток сознания – несвязанные  между собой высказывания, забавные фотографии, видеоклипы, цитаты, реплики и прочее. То есть для создания такого потока не нужно размышлять, формулировать и аргументировать. Достаточно только реагировать.  Фиксация потока сознания уже реализована и на платформах коммуникации (кнопка «Рекомендую» или «Поделиться» и их аналоги), и на платформах хранения (типа «Опубликовать», «Рекомендовать другу», «Опубликовать в Твиттере» и проч). Показательным в этом смысле является механизм реблогинга в Тамблере. Если тебе что-то нравится, ты получаешь не ссылку на материал – ты получаешь в свой журнал ВЕСЬ материал. То есть для генерации собственного контента тебе не надо думать вообще – полноценная лента материала получается на основе только нажимания кнопки в качестве реакции на понравившийся материал. Это, товарищи, полная победа восприятия над осмыслением. Даже комментарии можно не писать – можно только реблогить. Копипаста как образ сетевой жизни. В качестве курьеза скажу – один из очень популярных англоязычных тлогов вел парнишка, который почти не знает английского. Он реблогил интересные картинки и видео, а также текстовые заметки и комиксы, разбираясь в их содержимом с помощью онлайн-переводчика и не внося ни единой своей буквы. Два года работы – и ни одной буквы, зато почти две с половиной тысячи последователей. Дело Бигдана живет и побеждает, но он хотя бы язык знает.

И в заключение. Чем дальше ширится и растет тенденция создавать материал на реакции, тем больше мне хочется создавать контент самостоятельно. Идти против течения. Рождать унылое говно, зато оригинальное и авторское, хотя я понимаю, что от этого оно не становится ни вкуснее, ни ароматнее. Потому что страшно представить почти всю Сеть, наполненную результатами репостинга.

Комментарии отключены.